Договор по теплоснабжению с участием управляющей организации Сложный технологический процесс теплоснабжения регулируется нормами гражданского и жилищного законодательства. Как следствие, на практике возникают многочисленные вопросы, связанные с определением субъектного состава и условий гражданско-правового договора по теплоснабжению бытовых потребителей с участием управляющей организации
Светлана Матиящук, доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института (филиал Томского государственного университета), кандидат юридических наук
Приводим начало статьи:
Отношения по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией опосредуются договором энергоснабжения, субъектами этого договора могут быть теплоснабжающая организация и абонент. Вместе с тем сегодня усложняется вопрос об участниках договорных отношений в сфере снабжения тепловой энергией бытовых потребителей (т.е. тех, кто потребляет тепловую энергию для личных, домашних, семейных нужд), проживающих в многоквартирных домах. Данное обстоятельство связано с тем, что в результате проведенных преобразований в системе ЖКХ новыми участниками рынка по предоставлению коммунальных услуг (в том числе и теплоснабжения) стали управляющие организации. Согласно пп. «а» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее – Правила № 307), к основным обязанностям управляющей организации, прежде всего, относится обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (элект¬рической энергии, холодной воды, тепловой энергии и т.п.), которые по своей правовой природе являются договорами энергоснабжения. Теплоснабжающая организация – это вид ресурсоснабжающей организации. Однако необходимо учитывать, что структура договорных связей в сфере теплоснабжения и условия гражданскоправовых договоров, заключаемых между теплоснабжающими и управляющими организациями, обладают рядом особенностей.
Особенности структуры договорных связей по снабжению тепловой энергией бытовых потребителей
На основании договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана заключить с теплоснабжающей организацией договор энергоснабжения с целью обеспечения потребителей тепловой энергией для нужд горячего водоснабжения и отопления. При этом предложение о заключении договора снабжения тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирном доме, должно быть направлено надлежащей организации. В соответствии со ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения может выступать лишь лицо, теплопотребляющая энергоустановка которого непосредственно присоединена к сети энергоснабжающей организации. Потребители энергии, которые не имеют в собственности (или на ином законном основании) теплопотребляющих энергоустановок, присоединенных непосредственно к сети энергоснабжающей организации, именуются субабонентами. Между абонентом и субабонентами с согласия энергоснабжающей организации заключается договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии. В случае если теплопотребляющая энергоустановка, расположенная в многоквартирном доме, непосредственно не присоединена к сетям теплоснабжающей организации, то договор энергоснабжения должен заключаться между энергоснабжающей организацией и абонентом, который с управляющей организацией также обязан заключить договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами. Содержание договора Как уже отмечалось, условия договора по снабжению тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирном доме, с участием управляющей организации обладают рядом особенностей. Вопервых, неправомерно устанавливать порядок расчета количества потребленной тепловой энергии бытовыми потребителями, отличный от предусмотренного Правилами № 307 и Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. На практике нередки случаи, когда договорами, заключенными с теплоснабжающими организациями, предусмотрен особый порядок расчета количества потребленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления1. Суть данного порядка сводится к тому, что бытовые потребители (граждане, потребляющие тепловую энергию для личных, домашних, семейных нужд) в течение года оплачивают коммунальные услуги исходя из объема потребленной энергии, определенного по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным органами местного самоуправления, а в конце года объем потребленной энергии корректируется по так называемому балансовому (расчетному) методу, предусмотренному Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1995 г. № 954 (далее – Правила № 954). По оценкам экспертов, такая корректировка может привести к увеличению размера платы за коммунальные услуги по меньшей мере на 40%, так как на бытовых потребителей пытаются переложить бремя затрат, связанных с фактическими потерями тепловой энергии при передаче ее от источника тепла до жилых домов.
|