Решение проблемы неплатежей за электричество на наш взгляд, заключается в том, что бы приучить абонента, что оплата за свет, такой же обязательный и естественный процесс, как оплата за хлеб, или, например, за бензин. Самый быстрый и надежный способ для этого – предоплата.
Сегодня много говориться о необходимости усиления роли управляющих организаций в жилищно-комунальном секторе. Т.е. дело идет к тому, что расчеты за ресурсы будет производить управляющая компания на основании показаний пограничных приборов учета. Взимание платежей с конечных потребителей ложиться целиком и полностью на плечи Управляющей Компании.
В этом разрезе мы считаем идеальным инструментом систему расчетов за электроэнергию предлагаемую фирмой ITRON – ACTRIS под названием Talexus Vendor. Система давно и успешно работает во многих странах мира, включая и Россию. В отличии от многих «мифических» систем, Talexus Vendor в уже далеком 2006 году внедрена и функционирует в подмосковном городе Королев, принося свои плоды в виде регулярной и полной собираемости денежных средств за электроэнергию и уже составляет порядка 20 000 абонентов. Более мелкие системы работают и в других подмосковных городах.
Как работает система Talexus Vendor и в чем ее преимущества:
В основе системы лежит индивидуальный электрический счетчик с устройством для считывания пластиковых карт. Счетчик устанавливается у абонента. Система Talexus Vendor, использует в общем случае распределенную сеть пунктов оплаты. В случае с Управляющей Компанией пункт оплаты располагается в офисе УК. Абонент в удобное для него время посещает такой пункт, оплачивает кредит в требующемся ему объеме, после чего на пластиковую карту электронными средствами записывался кредит на эту сумму. Когда карта вставляется в счетчик, кредит переписывается в него, и счетчик отпускает электроэнергию, пока кредит не заканчивается.
Система Talexus Vendor обеспечивает двусторонний обмен данными. Показания счетчиков переносятся на пластиковой карте в пункт оплаты и автоматически переписываются в себя платежными терминалами (устройствами кредитования абонентских карт). Данные автоматически передаются в Центральный сервер системы, где и хранятся для дальнейшего использования. Помимо кредита платежные терминалы могут записывать на абонентские пластиковые карты новые данные по тарифам, ставку начисления повременных выплат, а также параметры возмещения задолженности, которые в свою очередь вместе с кредитом переписываются в счетчик, тем самым дополнительно обеспечивая преимущества дистанционного снятия показаний счетчика и его программирования, автоматического сопоставления операций кредитования, автоматического вычета повременных фиксированных платежей и (в случае необходимости) начислений для возмещения задолженности.
Если абонент не оплатил новый кредит до окончания прежнего, подача энергии прекращается (следует отметить, что счетчик оснащен средством предоставления в случае крайней необходимости в ограниченном объеме срочного кредита), и, можно сказать, абонент сам отключает себя. Это предотвращает всякое увеличение задолженности, а подачу электроэнергии можно в любое время легко возобновить путем кредитования счетчика.
Центральный сервер системы – это ее головной мозг. Здесь храниться информация по всем абонентам, тарифам, расчетам. Один из таких серверов находится в распоряжении компании «ЭДС+» - официального партнера компании ITRON.
Управляющей компании совсем не обязательно приобретать и содержать Центральный сервер, гораздо удобнее и дешевле воспользоваться услугами ЭДС+ по собиранию, хранению и предоставлению необходимой информации. Денежные расчеты с абонентами при этом УК осуществляет самостоятельно.
Напротив, крупные энергоснабжающие организации заинтересованы в полной автономии и контролем над системой в целом.
Теперь, когда понятны принципы работы системы, становятся очевидны и ее преимущества:
Энергоснабжающая компания получает
· Снижение общих эксплуатационных расходов по организации взаиморасчётов с потребителями электрической энергии;
· Эффективное предотвращение абонентской задолженности;
· Постоянный приток наличных денег, улучшение оборачиваемости средств;
· Отсутствие расходов, связанных с отключением и подключением конкретного абонента;
· Предварительная оплата своей работы и закупок топливо-энергетических ресурсов или электроэнергии у поставляющей организации;
· Предельная простота изменения тарифной системы;
· Возможность косвенного регулирования подключенной нагрузки, используя соответствующую тарифную систему. Этим возможно сгладить график потребляемой энергии, избежать перегрузки в сети, уменьшить расходы на генерацию электроэнергии и её потери, то есть, повысить эффективность энергосистемы в целом;
· Выявление и предотвращение краж электроэнергии благодаря двунаправленному потоку информации об энергопотреблении каждым абонентом в отдельности;
· Создание и автоматическое обновление базы данных обслуживаемых системой абонентов;
· Удобство расчётов с временными абонентами или меняющими местонахождение;
· Улучшение отношений с абонентами, укрепление авторитета энергоснабжающей организации.
В выгодных условиях оказывается и абонент
· Предельное упрощение процедуры оплаты счетов за электроэнергию;
· Возможность использования многотарифной сетки;
· Экономия средств за счет наглядности расходов;
· Удобство планирования расходов;
· Чёткое понимание того, сколько и за что платит абонент;
· Наличие у абонентов постоянной и полной информации об уплате за электричество
· Исключение спорных ситуаций по причине неправильно выставленных счетов
· Нет необходимости пускать в жилище посторонних для контроля потребления электричества
Возможно у многих возникает вполне объяснимый вопрос о законности взимания оплаты за электроэнергию «в перед». Эта операция становиться совершенно законной если подписан договор с абонентом, где он выражает согласие с данной системой оплаты. Возвращаясь к уже накопленному опыту эксплуатации системы Talexus Vendor Население со все большим доверием относиться к такому способу покупки электроэнергии и самостоятельно, по собственной инициативе идет на заключение предоплатных договоров, понимая всю перспективу таких расчетов.
Директор
Компании ООО «ЭДС+»
Шумаков Александр Васильевич
+7 495 500 41 88
www.edsplus.ru